ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Глава первая

    АВТОПОРТРЕТ В АНЕКДОТАХ

    Я знаю, что я ем (и что переварю).
    Не ведаю совсем, что я творю.

    Я не из тех счастливчиков, кто,  улыбаясь,  рискует  показать
застрявшие  меж  зубов остатки - даже самые крошечные - жуткого и
унижающего растения, именуемого шпинатом. Это не  значит,  что  я
очень   тщательно   чищу   зубы,  просто-напросто  я  никогда  не
употребляю шпинат в пищу. Кроме того, что это еда,  я  приписываю
шпинату  эстетические  и  даже нравственные свойства. Отвращение,
как часовой, всегда начеку  и  бдительно  следит  за  моим  меню,
строгим своим штыком принуждая меня строго ограничивать рацион.
    В самом деле, я могу есть лишь то, что имеет явную и понятную
форму.  И  если я терпеть не могу шпинат, то лишь из-за того, что
он бесформен, как свобода.  Противоположны  шпинату  краб,  омар,
рак.  Я  предпочитаю их, а больше всего люблю маленьких креветок.
Они как бы воплощают великолепную философскую идею: носят  костяк
снаружи и берегут под ним нежную мякоть - так что я назвал бы эту
идею ДЕРМА-СКЕЛЕТОМ (понятно, не от дерьмо, а от  дермакожа).  Их
твердая  анатомия  защищает  мягкую  и  питательную сущность, они
остаются  неуязвимы  для  внешних  провокаций  и   профанаций   и
заключены  в  столь  совершенный  сосуд,  что один только его вид
сводит на нет все  имперские  притязания  нашего  нёба.  А  какое
наслаждение   -  с  хрустом  размалывать  зубами  головки  мелких
птиц(Заметьте,  что  птица  способна  и   в   ангелах   пробудить
каннибалов. В своей "Естественной магии" Лапорт дает рекомендаци-
и, как приготовить индюка, не забивая его, живьем.  Высший  изыск
для гурмана!)? Да и возможно ли иным способом вкушать мозги?
    Челюсти - вот главный инструмент наших философских  познаний.
Что  может  быть  более  философским,  чем  высший  миг, когда вы
всасываете мозг из костей, хрустящих под вашими коренными зубами?
Освобождая костный мозг от всех покровов, вы кажетесь себе равным
богу. Это брызжет вкус самой истины, мягкой и нагой,  извлекаемый
из   костной  скважины,  -  ухватив  ее  зубами,  вы  становитесь
обладателем истины в первой инстанции!
    Да,  стоит  лишь раз нарушить свой собственный запрет не есть
бесформенного - и не найдете ничего постыдного и позорного в том,
чтобы  употреблять  в  пищу  нечто клейкое, вязкое, желеобразное,
будь то липкий стеклянный глаз, или мозжечок  птицы,  или  сперм-
атозоидноподобный костный мозг, или вялое сладострастие устриц( Я
неизменно отказываюсь есть бесформенную груду устриц, разделенных
раковинами  и поданных в суповой миске, пусть даже самых свежих в
мире.). Но предвкушаю ваш вопрос: любите ли  вы  сыр  камамбер  и
есть ли у него форма? Да, я обожаю камамбер в любом виде, начиная
с его изготовления и заканчивая тем, что он невольно  приобретает
форму  моих знаменитых мягких часов. Но, добавлю, если бы кому-то
удалось придать камамберу форму шпината, по всей  вероятности,  я
отказался бы от него наотрез.
    Прощу также не забывать: бекас с душком, выдержанный в  креп-
ком  вине  и  поданный в собственном соку, как это модно в лучших
парижских  ресторанах,  всегда  остается  для  меня-   в   важной
гастономической  сфере - символом наибольшей изысканности и подл-
инной цивилизованности. Стройные очертания ображенного бекаса  на
блюде поражают меня просто-таки рафаэлевскими пропорциями!

    Итак, я знаю точно и определенно, ЧТО ИМЕННО я хочу есть! Тем
более поразительно видеть вокруг святотатцев, поглощающих невесть
что,  как  будто  есть  нужно только чтобы выжить! Я всегда четко
сознавал, что именно жаждал постичь умом. Иное дело мои  чувства,
легкие  и  непрочные,  как  мыльные  пузыри,  -  я никогда не мог
предвидеть истеричного и нелепого хода своего  поведения.  Больше
того,  конечная  развязка  моих действий поражает меня первого! И
так всякий раз: из тысячи радужных шаров моих чувств лишь  одному
удается  спастись  от смертельного падения и удачно приземлиться,
воплотившись в этот миг в одно из окончательных  действий,  таких
же  опасных,  как  взрыв  бомбы.  Анекдоты,  которые  я расскажу,
проиллюстрируют это лучше всего. Я изложу их не в хронологической
последовательности,  а  наудачу  погружаясь а Прошлое. Изложенные
всерьез и без фальши, они - дерма-скелет меня самого, копии моего
автопортрета.  Они  не  предназначались для чужих глаз, но в этой
книге я решил во что бы то ни стало расправиться с  тайнами  -  и
убиваю их своей рукой.
    Мне пять лет. Весна в деревне близ Барселоны, в  Камбриле.  Я
гуляю  в поле вместе с маленьким, беленьким и кудрявым мальчиком,
он младше меня и,  значит,  я  за  него  в  ответе.  Он  едет  на
трехколесном  велосипеде,  а  я иду пешком, подталкивая его сзади
рукой. Мы проезжаем мост, у которого  еще  не  достроены  перила.
Оглядевшись  и  заметив,  что  нас никто не видит, я грубо толкаю
ребенка в пустоту. Он падает с высоты в четыре метра  на  уступи.
Затем  я бегу домой сообщать новость. И все часы пополудни полные
крови тазы то и дело выносят из комнаты,  где  ребенку  предстоит
лежать  в  постели  больше недели. Из непрерывного хождения взад-
вперед и, главное, из  стыда,  который  я  почувствовал  дома,  я
извлекаю  сладкую иллюзию. Я в маленьком салоне ем фрукты, сидя в
кресле-качалке, украшенном плетеным кружевом. Огромные  вишни  из
плюша  усеивают  это кружево на подлокотниках и на спинке кресла.
Маленький салон граничит с входом, откуда мне видно самое важное.
Ставни  из-за жары закрыты снаружи, и внутри - прохладный сумрак.
Не припомню, чтобы  в  течение  дня  я  испытывал  хоть  малейшее
чувство  вины.  В  тот  же вечер, на обычной вечерней прогулке, я
чистосердечно наслаждался красотой каждой былинки.

    Мне шесть лет. В салоне полным-полно визитеров. Все только  и
говорят  о комете: если будет ясно, ночью ее можно будет увидеть.
Некоторые достоверно утверждают, что если комета хвостом  заденет
землю,  наступит  конец  света.  У  меня  хватает  духу с иронией
воспринимать эти достовернейшие сведения. И все же от страха меня
всего колотит. Служащий отца появляется в дверях и объявляет, что
комета появилась на горизонте и ее можно видеть с террасы.  Гости
тут  же  хлынули  на  лестницу, а я в каком-то оцепенении остался
сидеть на полу. Наконец, и я осмелел  и  двинулся  к  террасе.  В
коридоре   мне   попалась  на  глаза  моя  трехлетняя  сестренка,
путешествующая на четвереньках. Я остановился,  после  секундного
колебания  изо  всей  силы  ударил ее по голове ногой - и побежал
дальше, весь в горячечной радости  от  своей  дикой  выходки.  Но
сзади  шел отец и видел всю сцену. Он тут же нагнал меня, схватил
и запер до ужина у себя в кабинете.
    Эта  кара,  помешавшая мне видеть комету, оставалась одной из
самых нестерпимых обид моей  жизни.  Я  так  ревел,  что  потерял
голос. Родителей это привело в полный ужас. Я понял, что подобные
вещи можно использовать  как  военную  хитрость  -  и  не  раз  в
дальнейшем   пугал   отца,  зная,  что  он  не  устоит.  Однажды,
подавившись  рыбьей  косточкой,  я  бросился  вон  из   столовой,
надрывно  кашляя  и заходясь в судорогах. Мне и в самом деле было
плохо, но с  каким-то  тайным  удовольствием  я  преувеличивал  и
кашель,  и  судороги, безошибочно зная, чем привлечь к себе вним-
ание растревоженной семьи.
    Примерно в те же дни, как-то после полудня к нам домой явился
доктор, чтобы проколоть ушки моей сестренки.  Я  полюбил  ее  еще
нежнее с тех пор, как ударил ногой. Предстоящая операция казалось
мне ужасно жестокой, и я решил помешать ей во что бы то ни стало.
    Дождался, пока доктор сядет и водрузит на нос очки, собираясь
начать работу... Тут я внезапно  вломился  в  комнату,  где  меня
никто  не  ждал,  и веничком для пыли исхлестал доктору все лицо.
Бедняга заплакал  от  боли  и,  опираясь  на  плечо  моего  отца,
заковылял  к  выходу,  сказав  прерывающимся  от рыданий голосом:
"Никогда не думал, что он способен на такое, а я его так  любил!"
С  того  дня я полюбил болеть, чтобы над моей кроваткой как можно
чаще склонялся старик, которого я довел до слез.

    Снова в Камбриле, приблизительно и пять лет. Я на прогулке  с
тремя  хорошенькими  дамами.  Одна  из них мне особенно мила. Она
носит широкополую шляпу с вуалью, закрывающей  лицо.  К  тому  же
берет  меня  за  руку  - и это меня волнует. Гуляя, мы доходим до
уединенного уголка поля, и мои  дамы  начинают  пересмеиваться  и
перешептываться  между  собой,  намекая  на кой-какие малые надо-
бности. Я смущен и ревную к их секретам. Они пробуют услать  меня
поиграть  подальше.  Но  я  не  отстаю,  и  в  общем  то, даже не
собираюсь шпионить, как вдруг  замечаю,  что  они  делают  что-то
ужасно  забавное.  Моя  красавица  держится  посредине, со смехом
поглядывая на подруг, а они в шутку шлепают ее. Наклонив  голову,
она  раздвигает  ноги,  при  этом  изящно подбирая юбки до высоты
бедер. На какое-то время она замирает. Вот-вот что-то произойдет.
В  полной  тишине  проходит почти минута, как вдруг сильная струя
бьет из-под юбок, тотчас же  образуя  между  ее  ногами  пенистый
островок.  Что-то впитывается иссушенной почвой, но большая часть
жидкости растекается мелкими змейками - они множатся  так  стрем-
ительно, что успевают замочить легкие белоснежные туфельки дамы с
вуалью,  как  она  не   увертывается.   Сырые   сероватые   пятна
впитываются  в  туфельки,  как  в промокательную бумагу. Дама под
вуалью так поглощена, что не замечает моего  остолбенелого  вним-
ания.  Но вот она подымает голову, встречает мой взгляд - и насм-
ешливо улыбается  сквозь  вуаль,  еще  больше  волнуя  меня.  Она
смотрит  на  подруг, как бы говоря им: "Слишком поздно, ничего не
могу поделать". Дамы хохочут. Теперь я уже понимаю -  над  чем  и
над  кем,  и  мое  сердце  колотится  еще  сильнее. Еще две струи
орошают почву. Я, не в силах отвернуться,  пялю  глаза:  что  там
делается  за  вуалью?  Мне  ужасно  стыдно,  кровь  как безумная,
приливает и отливает.  Пурпур  заката  сменяется  сумерками.  Три
струи  бьют,  как  три барабана, долго изливаются и сверкают, как
три драгоценных кипящих каскада.
    Уже  стемнело,  когда  мы  возвращаемся в Камбриль. Я не хочу
давать руки ни  одной  из  трех  дам  и  держусь  далеко  позади,
чувствуя,  как  сердце  сжимается от горя и наслаждения. В сжатом
кулаке я прячу светляка, подобранного у дороги. Время от  времени
осторожно разжимаю пальцы, чтобы посмотреть, как он сверкает. Моя
рука  так  стиснута,  что  ладонь  вспотела.  Я  боюсь  раздавить
светляка  или  утопить его в поту и все время меняю руку. Когда в
очередной раз  перекладываю  его  из  ладони  в  ладонь,  светляк
падает.  Мне нужно поднять его из бесцветной пыли, которую лунный
свет подкрашивает голубизной. Капля пота стекает с  моей  руки  и
падает  в  пыль,  просверливая  в ней дырочку. Почему-то при виде
этой дырочки я весь покрываюсь гусиной кожей. Хватаю светляка и в
паническом  ужасе  бросаюсь  догонять  дам,  которые  ушли далеко
вперед. Услышав, что я бегу, они удивленно  останавливаются.  Моя
красавица  с вуалью хочет взять меня за руку. Но я не даю руки. Я
хочу идти один. Когда мы  подходим  к  дому,  нас  встречает  мой
двадцатилетний  кузен. На плече у него карабин, а в поднятой руке
что-то непонятное, что он хочет показать нам. Подходим поближе  и
различаем:  это  маленькая  летучая мышь, кузен ранил ее в крыло.
Входим в дом. Кузен кладет животное  в  металлическое  ведерце  и
отдает  его мне. Я так счастлив! Бегу в купальню - одно из любим-
ейших моих мест в доме. Там в перевернутом  стакане  у  меня  уже
есть  божьи  коровки,  металлически  мерцающие на листочках мяты.
Туда же сую светляка и кладу  стакан  в  ведерце,  где  съежилась
летучая мышь. Час перед ужином проходит в каком-то бреду. Я вовсю
трезвоню о летучей мыши, о том, как горячо ее люблю.  То  и  дело
ласкаю  и целую ее шерстистую головку. На следующее утро страшный
спектакль продолжается. Стакан перевернут, божьи коровки получили
вольную, светляк исчез, а летучая мышь, кишащая муравьями, хрипит
раскрытой пастью, обнажая мелкие стариковские зубки.  В  этот  то
момент  перед  решетчатой  дверью  и  появляется дама с вуалью. Я
хватаю камень, запускаю в нее - и промахиваюсь.  Она  смотрит  на
меня  с  удивлением  и  нежным  любопытством.  Я  весь дрожу, мне
.невыносимо стыдно. И вдруг я делаю нечто ужасное, от  чего  дама
испуганно  кричит. Хватаю летучую мышь, как бы желая пожалеть ее,
приласкать, а на самом деле - причинить боль, и кусаю животное, с
такой  силой  лязгнув зубами, что его голова, как мне показалось,
чуть ли не распалась надвое. Содрогнувшись, я бросаю летучую мышь
в  бассейн  и  бегу  прочь.  Овальное зеркало бассейна и без того
усеяно черными гниющими  фигами,  падающими  с  нависающей  ветви
большого  дерева.  Когда через несколько метров я оглядываюсь, то
сквозь слезы на глазах различаю среди плавающих фиг лишь расчлен-
енное тельце бедняжки летучей мыши. После этого случая я и близко
не подходил к купальне. Еще и теперь, всякий  раз,  когда  черные
точки  напоминают  мне  фиги  в  бассейне, где погружалась в воду
летучая мышь, я так же, как и тогда, содрогаюсь от ужаса.
    Мне  16 лет, и я учусь в коллеже братьев Maristes в фигерасе.
В дворик для отдыха надо выходить из классов по очень крутой кам-
енной  лестнице. Как-то вечером мне захотелось спрыгнуть с самого
верха лестницы. Но я трушу, я в нерешительности - и откладываю на
завтра  исполнение  своего  жгучего  желания.  На следующий день,
спускаясь  с  товарищами  по  лестнице,  я  поддаюсь   искушению,
совершаю  фантастический  прыжок,  падаю, конечно, на ступеньки и
скатываюсь до самого низа. Сильно ушибаюсь, но боли не  чувствую.
Меня  охватывает  огромная,  невыразимая радость. И - о чудо! - я
стал значительной фигурой для товарищей и братьев. Меня окружают,
за  мной ухаживают, обо мне заботятся, кладут на лоб холодные ко-
мпрессы... Надо сказать, в то время я был  болезненно  застенчив.
От  любого  пустяка  заливался  краской  до  ушей.  Все  дни, как
отшельник, проводил один. И вдруг вокруг столько  людей!  У  меня
закружилась  голова...  Спустя  несколько  дней  я  повторил свой
подвиг  на  второй   переменке,   пользуясь   отсутствием   брата
надзирателя.  Перед прыжком, чтобы привлечь внимание всего двора,
я дико заорал. И снова расшибся, и снова, пьяный от  радости,  не
чувствую  ни  синяков,  ни  шишек.  Теперь  всякий раз, стоит мне
ступить на лестницу, мои товарищи смотрят на меня затаив дыхание.
    Мне  навсегда  запомнился  один октябрьский вечер. Только что
прошел дождь. Со двора подымаются запахи мокрой земли  и  ароматы
роз. В закатном небе очерчиваются легкие облачка, которые кажутся
мне то крадущимися леопардами, то профилем Наполеона, то кораблем
на  раздутых  парусах. Я стою на верху лестницы - нет, на вершине
славы, и на моем лице играют ее отблески. Спускаюсь,  ступень  за
ступенью,  в  полном  молчании,  под восторженными взглядами моих
товарищей, которые тут же отводят глаза... И  не  хотел  бы  пом-
еняться местами с самим Господом Богом.
    Мне 22 года и я учусь в Школе  изящных  искусств  в  Мадриде.
Перед  выставкой на высшую художественную премию я заключаю пари,
что сделаю конкурсную работу, ни разу не прикоснувшись  кистью  к
полотну.   И   выполняю  это  условие:  пишу  заданный  сюжет,  с
расстояния в метр набрызгивая на холст краски,  которые  образуют
нечто  наподобие  удивительной  живописи  пуантилистов. Рисунок и
колорит так точны и удачны, что я получаю первую премию.
    На  следующий  год  мне  нужно  держать  экзамен  по  истории
искусств. И мне представляется возможность блеснуть.  Впрочем,  я
не  особенно  усердно готовился к экзамену. Поднявшись к трибуне,
где заседало жюри, я вытащил первый  попавшийся  билет  -  и  мне
невероятно  повезло. Это был тот вопрос, на который я и сам хотел
ответить. Но, оказавшись перед публикой, я был охвачен  внезапной
апатией и находился как бы в ступоре. И неожиданно заявил, что не
знаю меньше трех профессоров, вместе  взятых,  и  отказываюсь  им
отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе.
    Все еще в Школе искусств в Мадриде... Стремление всегда и  во
всем  противопоставлять  себя  миру  толкает  меня  на экстраваг-
антности, которые  не  то  прославили,  не  то  ославили  меня  в
мадридской  артистической  среде.  Как-то  раз  в  художественном
классе  после  натуры  нам   предложили   зарисовать   готическую
статуэтку  Девы.  Профессор порекомендовал каждому делать то, что
он "видит", и вышел. Повернувшись к работе спиной,  что  возможно
только  в  неистовой  жажде  мистифицировать  всех и вся, я начал
рисовать, вдохновляемый каким-то каталогом, весы - и изобразил их
со  всей  возможной  точностью.  Студийцы  сочли,  что я и впрямь
свихнулся. К концу сеанса явился  профессор,  чтобы  поправить  и
прокомментировать  наши  работы,  да  так и остолбенел перед моим
рисунком. Студийцы окружили нас в тревожном  молчании.  Я  дерзко
заявил  слегка  сжатым  от застенчивости голосом: "Может быть, вы
видите Богоматерь как  все  люди,  а  я  вот  вижу  весы".(Только
сейчас, когда я пишу эти строки, меня поразила своей очевидностью
связь между  Девой  и  Весами  Зодиака.  Деву  в  изобразительном
искусстве  представляют  преимущественно  "небесным  шаром".  Эта
мистификация оыла  лишь  первой  ласточкой  моей  изобразительной
философии: внезапное воплощение внушенного извне образа.)
    Мне 29 лет - лето в Кадакесе. Я ухаживаю за Гала. Мы  обедаем
с  друзьями  на  берегу моря, под вьющимся виноградом, оглушенные
гудением пчел. Я на вершине счастья, вдобавок я уже ношу  в  себе
зреющую  тяжесть  любви,  она рождается и вцепляется мне в горло,
как   золотой   массивный   осьминог,   сверкающий   томительными
самоцветами.  Я  ем  четыре жаренных лангуста, политых слабеньким
местным вином без претензий, но в этом-то и заключены  изысканные
секреты Средиземноморья.
    Обед затянулся так, что превращается в ужин. Солнце  садится.
Мои  ноги обнажены. Одна приятельница, которая всегда восхищается
мной, уже не раз намекала на красоту моих ног. Это поистине верно
в Ла Палис, но я считаю глупыми ее назойливо повторенные комплим-
енты. Она сидит на земле,  ее  голова  слегка  опирается  на  мое
колено.  Вдруг  она  кладет  руку  мне  на  ногу - я чувствую еле
ощутимую  ласку  ее  трепещущих  пальцев.  И  тут  же  вскакиваю,
охваченный  чувством ревности к самому себе, как если бы внезапно
сам стал Гала. Отталкиваю свою поклонницу,  бросаю  ее  наземь  и
топчу  ногами  что  есть  силы.  Меня  с  трудом отрывают от нее,
окровавленной.

    Я обречен на эксцентричность, хочу того или нет. Мне 33 года.
Со   мной  только  что  говорил  по  телефону  блестящий  молодой
психиатр.  Он  прочел  в  "Минотавре"  мою   статью   "Внутренние
механизмы  паранойальной  деятельности".  Он  поздравляет  меня и
удивляется точности моих научных познаний -  таких  редкостных  в
наши дни. Он хочет меня видеть, чтобы обсудить все это с глазу на
глаз. Мы договариваемся встретиться вечером в моей мастерской  на
улице  Гоге  в  Париже.  Все  последующие  часы  я возбужден этой
предстоящей встречей и силюсь составить план -  о  чем  мы  будем
говорить.  Втайне  я  польщен,  что  мои идеи, которые даже среди
самых    близких    друзей-сюрреалистов    воспринимались     как
парадоксальная  причуда,  привлекли  серьезное внимание в научной
среде. Хочется, чтобы наш первый обмен мыслями прошел нормально и
значительно. В ожидании гостя, я продолжаю по памяти свою-начатую
работу, - портрет виконтессы Ноайе.  Работать  на  меди  особенно
трудно,   нужно   видеть   собственный   рисунок   на   пластине,
отполированной до зеркального блеска. Я заметил, что детали легче
различать  при  светлом  блике.  Поэтому,  работая,  я наклеил на
кончик своего носа кусочек белой бумаги в три квадратных  сантим-
етра. Отсвет этой белизны позволил мне отчетливо видеть рисунок.
    Ровно в 6 часов позвонили в дверь. Я отложил в сторону медную
пластинку  и отворил дверь. Это был Жак Лакан, и мы тут же начали
весьма серьезную беседу. Мы поразились, насколько  наши  взгляды,
по      схожим      мотивам,      противоположны     утверждениям
конституционалистов,  которые  были  тогда  в  большой  моде.  Мы
проговорили  два  часа в настоящем диалектическом сумбуре. Уходя,
Жак Лакан обещал поддерживать со  мной  регулярные  контакты  для
обмена мнениями.
    После его ухода  я  долго  размашисто  ходил  по  мастерской,
стремясь  обобщить наш разговор и более объективно сопоставить те
редкие расхождения, которые обнаружились между нами. Но не меньше
меня   заинтересовало,  а  точнее,  обеспокоило,  почему  молодой
психиатр так настойчиво разглядывал меня, что за странная  улыбка
скользила  по его губам и отчего он еле сдерживал свое удивление.
Предавался  ли  он  морфологическому  изучению  моей  физиономии,
оживленной  волнующими  меня  идеями?  Я  получил  ответ  на  эту
загадку, когда отправился мыть руки - при  этом  всегда  особенно
ясно видно, какие вопросы чего стоят. Но на этот раз мне ответило
зеркало. Оказывается, на протяжении  двух  часов  я  рассуждал  с
молодым  светилом  психиатрии  о  трансцедентных проблемах, забыв
отклеить квадратик белой бумаги с кончика носа! И не подозревая о
смешном  маленьком  обстоятельстве,  толковал важно, объективно и
серьезно! Какой циничный мистификатор мог бы сыграть эту роль  до
конца?
    Мне 23 года. Я живу в доме родителей в Фигерасе и пишу краск-
ами  большое  кубистское  полотно  у себя в мастерской. Почему-то
потерялся пояс от  домашнего  халата,  это  затрудняет  движения.
Время  от  времени  я беру электрический проводок и обматываю его
вокруг талии. Но на самом конце проводка  -  маленькая  лампочка.
Что  ж,  тем хуже, я не хочу избавляться от нее и затягиваю ее на
манер пряжки. Чуть погодя сестра предупреждает меня, что в салоне
ждут  визитеры, пришедшие без моего ведома. В дурном расположении
духа отрываюсь от работы и вхожу в салон. Родители  бросают  нео-
добрительные взгляды на мой измазанный красками халат, но не зам-
ечают лампочки, свисающей с бедра. После взаимных представлений я
сажусь.  И лампочка, придавленная к креслу и моим задом, лопается
с оглушительным треском бомбы...
    Ах,  эта память - она упорно оживляет какие-то незначительные
происшествия моей жизни, а другие опускает.
    В   1928   году  я  читал  лекцию  в  моем  родном  Фигерасе.
Председательствовали  мэр  и  местные  авторитеты.  В  зале  было
непривычно   многолюдно.   Свои  разглагольствования  я  закончил
яростным: "Мадам, месье, лекция  закончена".  Тон  резкий,  почти
агрессивный. Зал не понял конца моей речи, а я был зол, что плохо
следят за ходом моей мысли.  Но  как  только  я  выговорил  слово
"закончена", мэр падает замертво у моих ног!
    Невозможно описать, что тут поднялось, ведь этот человек  был
невероятно   популярен   и   любим  всеми,  кто  с  ним  работал.
Юмористические газеты утверждали, что  это  я  уморил  его  своей
дикой  лекцией. На самом деле его просто сразил внезапный приступ
грудной жабы.
    В  1937 году я должен был читать в Барселоне лекцию "феномен-
альная сюрреалистическая мистерия на ночном столике".  Этот  день
совпал  с  мятежом  анархистов.  Часть  публики  все же пришла и,
слушая меня, оказалась запертой в помещении,  в  котором,  как  и
следовало, опустили железные жалюзи на окнах, выходящих на улицу.
И  все  время,  что  я  говорил,  был  слышен   прерывистый   шум
перестрелки и взрыв бомб Иберийской анархической федерации.
    На другой лекции в  Барселоне  седобородый  врач  в  припадке
безумия  поднялся  из  зала и хотел меня убить. Беднягу связали и
вывели.
    1936  год, наша квартира по улице Бекерель, 7, рядом с Сакре-
Кёр. Гала  на  следующее  утро  должны  были  оперировать,  и  ей
следовало  вечером  прийти  в  клинику. Операция очень серьезная.
Несмотря на это, Гала ни в  малейшей  мере  не  озабочена,  и  мы
проводим  часы  пополудни,  создавая  две  сюрреалистические  ко-
мпозиции. Она забавляется как дитя, готовя  ошеломительную  смесь
ингредиентов,  которую  потом  механически  напыляет.  Позднее  я
признаю  себя   побежденным,   ведь   ее   вещь   вся   наполнена
бессознательными аллюзиями близкой операции. Разве не очевиден их
в высшей степени биологический  характер?  Металлические  антенны
готовятся терзать мембраны, чашка муки передает потрясение торса,
у которого петушье перо на месте грудей. Я же делал "Стенные часы
гипногогии":   огромный   батон   хлеба   возлежит  на  роскошном
пьедестале, а хлеб  -  инкрустирован  12  чернильницами,  которые
наполняет чернилами Пеликан. В каждой - перо другого цвета. Я был
в восторге от полученного эффекта.
    Вечером  Гала закончила свою вещь, и прежде чем отправиться в
клинику, мы решили отвезти ее к Андре Бретону. Остановили такси и
со  всеми  предосторожностями  перенесли  композицию  Гала. Но, к
несчастью, после первого же рывка все развалилось. Чашка с  мукой
перевернулась - и весь килограмм высыпался на нас. Время от врем-
ени шофер такси оборачивался посмотреть на нас, белых. Его взгдяд
выражал  скорее  недоумение,  чем  жалость.  Он остановился перед
булочной, где мы купили еще муки.
    Так, с приключениями, очень поздно мы добрались наконец в кл-
инику. Перед санитарами, встречавшими нас, мы появились  в  самом
оригинальном  виде.  И  Гала,  и  я  отряхивались от мучной пыли,
которая облаками летела с нашей одежды и волос. Я оставил Гала  в
клинике  и  уехал,  время  от  времени  все  еще  отряхиваясь.  С
аппетитом поужинав устрицами и жареным голубем, после трех кафе я
попал  домой,  где  продолжил  начатое днем. Все это время мне не
терпелось вернуться к работе. Я думал только  о  ней,  хотя  меня
слегка  удивляло собственное бесчувствие по отношению к жене и ее
операции. Но, как я ни силился, все же не чувствовал ни малейшего
беспокойства.  Как же так? Я утверждал, что обожаю Гала, и вместе
с тем так равнодушен к ее страданиям.
    Как  музыкант  на  волне  вдохновения,  я  чувствовал  в себе
множество идей. Нарисовал на маленьких квадратиках 60 акварелей и
подвесил  их  на  ниточках над батоном хлеба. Я был в восторге от
абсурдного вида и ужасной реальности моей вещи, а в 2  часа  ночи
уснул  тяжелым  сном  ангела. В 6 утра проснулся, но уже демоном.
Самая страшная тревога пригвоздила меня к  постели.  И  последним
жестом, на который я был способен, я отбросил одеяло, под которым
задыхался. Меня покрывал холодный пот, терзали угрызения совести.
Начинался день. Неистовые крики птиц подняли и меня.
    Гала, Галючка, Галючкинита! У меня из глаз  хлынули  горькие,
обжигающие слезы, безудержные, как детские рыдания. А когда слезы
высохли, я  снова  увидел  перед  собой  Гала,  прислонившуюся  к
оливковому  дереву  в  Кадакесе,  Гала конца лета, наклонившуюся,
чтобы подобрать блестящие от слюды камешки со скал на мысе Креус,
Гала,  плывущую  так  долго,  что  я  уже  не  вижу  ее маленькое
улыбчивое лицо. Каждую из этих картин мой поток слез  вернул  мне
еще  прекрасней,  как  если  бы  механизм  чувств заключал в себе
мускульные диаграммы моих орбит, чтобы  выплеснуть  до  последней
капли  светлые  видения  моей любви -кислотой лимона и бледностью
воспоминаний.
    Я  бросился  в клинику и в такой дикой тоске вцепился в белый
халат хирурга, что ему пришлось уделить мне исключительное  вним-
ание.  Неделю  я  проплакал  не  переставая  и вне зависимости от
обстоятельств, к общему удивлению группы сюрреалистов. Наконец, в
воскресенье  опасность  миновала.  Смерть почтительно попятилась.
Галючка улыбается. Я держу в своей руке руку моей радости и думаю
в глубокой нежности: "После всего этого я могу тебя убить!"
    У меня было три поездки в Вену. Они на удивление  похожи.  По
утрам  я  ходил смотреть на полотна Вермеера в собрании Чернин, а
во второй половине дня не ходил  смотреть  на  Фрейда,  поскольку
каждый  раз  мне  сообщали,  что  он  убыл в деревню для поправки
здоровья.  В  памяти  сохранились  печальные  прогулки  по  Вене,
скрашенные  шоколадными тортами и визитами к антикварам. Вечера я
проводил у себя один в долгих  воображаемых  беседах  с  Фрейдом.
Однажды  он даже оказал мне честь, проводив меня до отеля в Саше,
и остался у меня в номере до самого утра, укрывшись  за  пыльными
портьерами.
    Несколько  лет  спустя  последовала  моя  последняя   попытка
встретить  Фрейда. Я ужинал с друзьями в ресторане "Сена". Мы ели
мое любимое блюдо - улитки, как вдруг я случайно замечаю у соседа
фото мэтра на обложке журнала. Тотчас же раздобываю себе такой же
экземпляр, читаю сообщение о приезде Фрейда в  Париж,  точнее,  о
его   изгнании,  и  издаю  крик  радости.  Мне  тут  же  открылся
морфологический секрет Фрейда. Его череп  -  это  улитка.  Хочешь
переварить его мысль - надо выковыривать ее иголкой. Это открытие
я воплотил в  одном-единственном  его  портрете,  сделанном  мною
незадолго до его смерти.
    Череп Рафаэля отличается от фрейдовского: он  восьмиугольный,
как  граненый  алмаз,  а  мозг  его напоминает жилу в камне. Мозг
Леонардо - как орех,  это  свидетельствует  о  его  более  земной
природе.
    Напоследок расскажу о встрече с Фрейдом в Лондоне. Я в  комп-
ании  со  Стефаном  Цвейгом и поэтом Эдвардом Джеймсом. Пересекая
двор меблирашек, где жил старый профессор, я увидел  прислоненный
к  стене велосипед. К нему привязана красная резиновая грелка. На
этой-то грелке и прогуливались улитка!
    Вопреки  моим  ожиданиям  мы  говорили  мало, но поедали друг
друга глазами, Фрейд ничего не знал обо мне  -  только  живопись,
которая    его    восхищала.   Я   казался   ему   разновидностью
"интеллектуального" денди. Позже я узнал, что  произвел  на  него
при  встрече  совершенно  противоположное  впечатление. Собираясь
уходить, я хотел оставить ему журнал со своей статьей о паранойе.
Раскрыв журнал на странице, где было напечатано мое исследование,
я попросил его прочитать, если у него найдется для  этого  время,
фрейд  продолжал  внимательно  смотреть  на  меня,  не обращая ни
малейшего внимания на то, что я ему показывал.  Я  объяснил  ему,
что  эта  не причуда сюрреалиста, а статья, претендующая на подл-
инную научность. Несколько раз повторил ему  название  и  пальцем
подчеркнул  его на странице. Он был невозмутим и равнодушен - мой
голос от этого становился все громче, пронзительней, настойчивей.
Тогда Фрейд, продолжая изучать меня, поскольку стремился при этом
уловить мою психологическую  сущность,  воскликнул,  обращаясь  к
Стефану  Цвейгу: "Сроду не видывал такого - настоящий испанец? Ну
и фанатик!"
Main Page
Hosted by uCoz