1955-й год

    ДЕКАБРЬ Париж, 18-е

    В  настоящий  триумф  Дали превратила вчера восхищенная толпа
вечер в храме Науки. Не успел я прибыть туда на  своем  "роллсе",
битком  набитом  кочанами  цветной  капусты,  как, приветствуемый
вспышками бесчисленных фоторепортеров,  сразу  же  проследовал  в
главную  аудиторию  Сорбонны, дабы не теряя ни минуты начать свое
выступление.  Публика,  дрожа  от  нетерпения,  ждала   от   меня
эпохальных  откровений.  И  я  не  обманул ее ожиданий. Я заранее
решил приберечь для Парижа самые свои сногсшибательные  заявления
-  ведь  Франция  недаром снискала себе репутацию самой разумной,
самой рациональной страны мира. Я же, Сальвадор  Дали,  происхожу
родом  из  Испании  -  самой  что  ни  на  есть  иррациональной и
мистической страны, которая когда-либо существовала  на  свете...
Это  были  мои  первые слова, и они потонули J бешеных рукоплеск-
аниях - никто так не чувствителен к комплиментам,  как  французы.
Разум  же,  продолжил  я,  никогда  не  является нам иначе, как в
ореоле радужного тумана, окрашенного во всевозможные оттенки  ск-
ептицизма,   которые   он,  то  есть  разум,  всячески  стремится
рационализовать,  свести  к  коэффициентам  неопределенности,  ко
всяким   гастрономическим   изыскам   в  прустовском  стиле,  не-
естественно желеобразным на вид и непременно с душком. Вот почему
так  полезно  и даже просто необходимо, чтобы испанцы вроде нас с
Пикассо время от времени появлялись в Париже,  дабы  дать  возмо-
жность французам воочию увидеть сочащийся кровью кус натуральной,
сырой правды.

    Тут,  как  я  и  ожидал,  в   публике   началось   совершенно
невообразимое. Я понял, что победа за мной!
    Тогда, не давая им опомниться, я заявил: несомненно, что Анри
Матисс был одним из самых значительных современных художников, но
ведь он  олицетворял  последние  отзвуки  Французской  революции,
которая  вошла  в историю как революция буржуазная, а это значит,
что Матисс был прежде всего выразителем буржуазного  вкуса.  Буря
аплодисментов !!!
    Развитие   нынешнего   современного   искусства   привело   к
достижению  максимального  уровня  рациональности и максимального
скептицизма. Нынешние молодые современные художники уже вообще НИ
ВО  ЧТО  не верят. А когда не верят ни во что, то рано или поздно
приходят к тому, что,  в  сущности,  именно  это  самое  ничто  и
изображают,  как  это  и случилось со всей современной живописью,
включая как абстракционистов и эстетов, так  и  приверженцев  ак-
адемической  манеры,  за  единственным исключением группы америк-
анских  художников  из  Нью-Йорка,  которые   благодаря   полному
отсутствию  традиций  и  пароксизму  инстинкта вплотную подошли к
новой предмистической вере, которой суждено оформиться, едва лишь
мир  осознает  наконец  последние  достижения  ядерной  науки. Во
Франции - на полюсе,  диаметрально  противоположном  нью-йоркской
школе,я вижу лишь один достойный упоминания пример: я имею в виду
своего  друга  художника  Жоржа  Матье,  который  в  силу   своих
монархических   и   космогонических   атавизмов   занял  позицию,
совершенно несовместимую с академизмом современной живописи.
    И  снова  мои  откровения  были встречены громкими возгласами
"браво!". Мне оставалось лишь окончательно  оглушить  их  плодами
своих  медитаций, изложив свои псевдонаучные идеи. Я, конечно, не
оратор и даже  не  претендую  на  то,  чтобы  причислять  себя  к
почтенному  ученому сообществу, но среди публики наверняка должны
были быть люди, имеющие какоето отношение к наукам и  особенно  к
морфологии,  и  я  был  вправе  рассчитывать,  что  они смогут по
достоинству оценить новаторский характер  и  обоснованность  моих
маниакальных наваждений.
    Потом я рассказал, как в своем родном  Фигерасе  девятилетним
мальчуганом,  почти  совершенно голый, восседаю посреди столовой.
Опершись локтем о стол, я изо всех сил  притворяюсь,  будто  меня
сморил  сон,  дабы обратить на себя внимание молодой служанки. На
столе рассыпаны хлебные крошки, и они больно впиваются в  кожу  у
локтя(Дали уже несколько раз уточнял, что все значительные эмоции
проникают в него через локоть. И никогда  через  сердце))  .  Эта
боль  почему-то ассоциируется у меня с неким подобием лирического
экстаза, который я незадолго перед  этим  испытал,  слушая  пение
соловья.  Это  пение  взволновало  меня буквально до слез. Вскоре
после  этого  моей  навязчивой  идеей,   настоящей   маниакальной
страстью,   стала   картина  Вермеера  "Кружевница",  репродукция
которой висела в отцовском кабинете. Я смотрел через полуоткрытую
дверь на эту репродукцию, а думал в это время о носорожьих рогах.
Позднее друзья говорили, что это наваждение было  просто-напросто
результатом  психического  расстройства, но на самом деле все это
было чистейшей правдой. Потому что когда много лет спустя я,  уже
вполне  взрослый  юноша, потерял где-то в Париже свою репродукцию
Кружевницы, я просто заболел, не мог ни пить, ни  есть,  пока  не
достал себе другую...

    Весь  зал  внимал  мне  затаив  дыхание.  Мне оставалось лишь
продолжить  и  разъяснить  им,  каким  образом   моя   постоянная
сосредоточенность на Вермеере и в особенности на его "Кружевнице"
привела меня в конце концов к очень важному решению. Я попросил в
Лувре  разрешения  написать  копию  с этой картины. И вот однажды
утром являюсь я в музей, а в голове у  меня  мысли  о  носорожьих
рогах.  В  результате,  к  великому  удивлению  друзей и главного
хранителя Лувра, на полотне у меня  оказалось  изображение  рогов
носорога.
    Только что  слушавшая,  боясь  пропустить  хоть  одно  слово,
публика  в  этом  месте  моего рассказа разразилась оглушительным
хохотом, тотчас же, впрочем, утонувшим в рукоплесканиях.
    Должен  признаться, заключил я, что, в общем-то, именно этого
я и ожидал.
    Тогда  было  решено спроецировать репродукцию "Кружевницы" на
экран, и я получил возможность показать, что именно больше  всего
потрясало меня в этой картине: все там сходится к иголке, которая
не нарисована, а прямо торчит из холста. И  острое  прикосновение
ее   тонкого   кончика   я  совершенно  реально  ощущал  в  своем
собственном теле, в  своем  локте,  когда,  например,  вскакивал,
словно от укола, просыпаясь посреди блаженнейшего послеобеденного
сна,  самой  райской  сиесты.   "Кружевница"   всегда   считалась
картиной,  исполненной  безмятежного  покоя, для меня же она была
исполнена какой-то неистовой эстетической силы, с  которой  может
сравниться разве что недавно открытый антипротон.
    Потом я попросил киномеханика показать на экране  репродукцию
нарисованной  мною копии этой картины. Все встали, зааплодировали
и начали кричать: "Ваша лучше! Это очевидно!"  Я  объяснил,  что,
пока  не написал эту копию, в сущности, почти ничего не понимал в
Кружевнице и мне понадобилось размышлять над этим вопросом  целое
лето, чтобы осознать наконец, что я инстинктивно провел на холсте
строгие логарифмические кривые. Мельчайшие хлебные крошки, словно
столкновение  летящих  корпускул  света, будто заново озарили для
меня образ Кружевницы.  Позже  я  понял,  что  должен  продолжить
работу  над  картиной:  мои носорожьи идеи казались мне настолько
очевидными, что я даже послал телеграмму своему другу Матье,  где
написал:  "На  сей  раз  никаких  Луврских музеев. Мне необходимо
пойти туда, где можно увидеть живого носорога".
    Желая   слегка   разрядить   атмосферу  и  вернуть  несколько
обалдевшую от моих головокружительных заоблачных высот публику на
грешную  землю,  я  пустил  по  рядам  фотографию, где мы с Галой
купаемся в Кабо-Креус  в  обществе  портрета  Кружевницы.  Еще  с
полсотни таких портретов были раскиданы по моей оливковой рощице,
дабы ежеминутно стимулировать во мне  размышления  на  эту  тему,
значение  которой  поистине  безгранично.  Одновременно  с этим я
углублял свои исследования по морфологии подсолнуха - вопросу, по
которому  в  свое  время сделал чрезвычайно интересные выводы еще
Леонардо да Винчи. Минувшим летом 1955 года я обнаружил,  что  на
пересечении спиралей, образующих рисунок на созревшем подсолнухе,
ясно просматриваются очертания носорожьих рогов. Сейчас морфологи
выражают  сомнения по поводу того, являются ли спирали подсолнуха
действительно логарифмическими  спиралями.  Конечно,  они  к  ним
весьма  близки,  но случаются такие пересечения, которые вообще в
принципе невозможно измерить со строго научной точностью, так что
мнения  морфологов  насчет  того,  спирали  это  или  не спирали,
расходятся. В то же время я имел вчера  вечером  в  Сорбонне  все
основания  утверждать перед собравшейся публикой, что никогда еще
в природе не существовало столь  совершенного  примера  логарифм-
ических  спиралей, чем очертания рога носорога. Продолжая изучать
подсолнух и неизменно выбирая и придерживаясь кривых,  которые  с
большим  или  меньшим  основанием  можно  было  относить  к числу
логарифмических,  я  без  всякого   труда   различил   совершенно
явственный  силуэт  Кружевницы, ее прическу, подушку - получалось
немного в стиле мозаичных, дивизионистских полотен Сера. В каждом
подсолнухе  мне  удавалось  обнаруживать  десятка  полтора  самых
разных Кружевниц, более или менее похожих  на  оригинале  картины
Вермеера.
    Вот почему, продолжил я, впервые увидев перед собой одноврем-
енно,  лицом  к  лицу, фотографию Кружевницы и живого носорога, я
сразу понял, что если уж им и  суждено  когда-нибудь  столкнуться
друг  с  другом,  то  верх  одержит  все-таки  Кружевница  - ведь
морфологически Кружевница есть не что иное, как  самый  настоящий
рог носорога.
    Взрывами  смеха  и   рукоплесканий   публика   приветствовала
завершение  первой  части  моего выступления. Мне оставалось лишь
показать  собравшимся  бедняжку  носорога,  на  носу  у  которого
примостилась   крошечная  Кружевница,  хотя  на  самом  деле  эта
Кружевница как раз и была гигантским носорожьим рогом, наделенным
сверхъестественной  духовной  силой, ибо, не обладая, разумеется,
свойственным носорогу  устрашающим  зверством,  она  имеет  нечто
большее  -  ведь  она  являет  собою  символ  абсолютной монархии
целомудрия.  Любое   полотно   Вермеера   -   совершенно   полная
противоположность  любой  картине  Анри  Матисса,  которые  можно
считать прямо-таки хрестоматийными образцами  бессилия,  ибо  его
живопись,  при  всех  своих достоинствах, не обладает целомудрием
Вермеера, который даже не  прикасается  к  своей  модели.  Матисс
насилует реальную действительность, упрощая ее, обедняя и сводя к
чему-то почти вакхическому.
    Постоянно   заботясь,  как  бы  аудитория  моя  не  предалась
размышлениям, хоть в чем-то отличным от моих собственных, я велел
показать  на  экране  изображение моего Гиперкубического Христа и
еще одну более или менее обычную картину,  на  которой  мой  друг
Робер  Дэшарн  -  тот, который снимает сейчас фильм под названием
"Удивительная история Кружевницы  и  носорога",-  проанализировал
лицо  Галы,  само  собой разумеется, составленное из восемнадцати
носорожьих рогов...
    На сей раз ответом на заключительную часть моей речи были уже
не  просто  возгласы  "браво!",   а   настоящие   крики   "ура!",
зазвучавшие  с  новой  силой,  едва я добавил, что некоторые люди
усмотрели евхаристическую связь между хлебом и  коленями  Христа,
как  с  точки  зрения  материала, так и с точки зрения морфологии
форм. Хлеб неотступно преследовал меня всю жизнь, и я  писал  его
бессчетное  число  раз. Если получше рассмотреть некоторые кривые
моего  Гиперкубического  Христа,  там  можно  различить  и  почти
божественные   очертания  носорожьего  рога,  непременной  основы
всякой эстетики, исполненной неистовой страсти и  целомудрия.  Те
же   самые  рога,  пояснил  я,  указав  на  экран,  где  как  раз
демонстрировали  мою  картину  с  размягченными   часами,   можно
рассмотреть уже в этом самом первом далианском творении.
    - А почему они такие мягкие? - спросил кто-то из публики.
    -  Какая  разница,  мягкие  или  твердые?  -  ответил я.-Ведь
главное, чтобы они показывали точное время. А в этой картине  мо-
жно  различить  признаки  отваливающихся  носорожьих  рогов,  что
служит намеком на постоянную дематериализацию этого элемента, все
больше   и   больше   превращающегося  у  меня  в  элемент  чисто
мистического толка.
    Нет,  совершенно  очевидно, что рог носорога по истокам своим
не имеет  ни  малейшего  отношения  ни  к  романтическому,  ни  к
вакхическому   началу.   Напротив,  он  прямо  связан  с  культом
Аполлона, как я обнаружил это,  изучая  форму  шеи  на  портретах
Рафаэля.  С  помощью  аналитического  метода  я  открыл,  что все
состоит из кубов или цилиндров. Рафаэль писал исключительно  одни
только  кубы  и  цилиндры,  по  форме  сходные с логарифмическими
кривыми, легко различимыми в рогах носорога.
    Дабы  подтвердить  мои  заявления,  на  экране  было показано
изображение исполненной мною копии oaной из картин  Рафаэля,  где
явно  просматривалось влияние моих носорогических наваждений. Эта
картина - распятие - представляет собой один из величайших  прим-
еров конической организации поверхности. Нет, здесь, как я и счел
необходимым уточнить, речь вовсе не идет о носорожьем роге в  том
виде, в каком он присутствует у Вермеера (где, кстати, он наделен
неизмеримо большей мощью),здесь мы имеем дело с носорожьим рогом,
который  можно  назвать, скорее, неоплатоническим. Было выполнено
графическое изображение этой картины,  где  можно  увидеть  самое
основное,  то есть общий план, на котором все фигуры распределены
в пространстве  в  соответствии  с  божественными  монархическими
пропорциями  Лукаса  Пачелли,  который  постоянно  употребляет  в
эстетическом смысле слово "монархический", ибо пять упорядоченным
образом  расположенных  тел  полностью  подчинены  там абсолютной
монархии сфер.
    И   снова  моя  аудитория  затаила  дыхание.  Мне  предстояло
огорошить ее  новой  порцией  грубых,  неудобоваримых  истин.  На
экране  предстала  задница  носорога,  которую  я как раз недавно
тщательнейшим образом проанализировал, результатом было открытие,
что  задница  у  носорога  представляет  собою  не  что иное, как
сложенный пополам подсолнух. Выходит, мало носорогу того,  что  у
него  прямо  на  носу  одна  из  самых прекрасных логарифмических
линий, он еще таскает на заднице  подсолнух  с  целой  галактикой
всяких логарифмических кривых.
    Зал  огласился  истошными   криками,   послышались   возгласы
"браво!".  Итак, публика целиком у меня в руках: мы слились с нею
в едином порыве далинизма. Настал миг пророчеств и предсказаний.
    Изучение  морфологии  подсолнуха, продолжил я, навело меня на
мысль, что у всего этого скопления точек, теней и извилин  какой-
то  молчаливый,  задумчивый вид, который в точности соответствует
глубочайшей меланхолии Леонардо да Винчи как  личности.  Я  задал
себе  вопрос:  а не слишком ли все это механистично? Маска динам-
изма,  надетая  на  себя  подсолнухом,  мешала  мне   увидеть   в
подсолнухе  Кружевницу.  Я  как  раз размышлял над этим вопросом,
когда взгляд мой  нечаянно  упал  на  фотографию  с  изображением
цветной  капусты... И тут меня осенило: с точки зрения морфологии
проблема   цветной   капусты   совершенно   идентична    проблеме
подсолнуха,  ведь и она тоже состоит из настоящих логарифмических
спиралей. Вместе с тем ее соцветия  обладают  некой  экспансивной
силой,  которая  почти  сродни атомным силам. Здесь чувствовалась
почти все та же готовая вот-вот  разорвать  барабанные  перепонки
звенящая  напряженность,  что  виделась  мне  на  столь  страстно
любимом мною упрямом,  словно  пораженном  менингитом  челе  моей
Кружевницы.  В  Сорбонну  я  прибыл  в  "роллсе",  битком набитом
цветной капустой, однако сезон гигантских кочанов еще не  настал.
Придется  ждать  до марта следующего года. Самый громадный кочан,
который  мне   удастся   отыскать,   я   собираюсь   осветить   и
сфотографировать   под  определенным  углом.  И,  клянусь  честью
испанца, как только я проявлю эту фотографию - весь мир сразу  же
узнает  в  ней  Кружевницу  со всеми характерными чертами техники
самого Вермеера.
    Тут  зал  пришел  в  какое-то  настоящее  исступление. Мне не
оставалось ничего другого как рассказать им пару-тройку  забавных
историй.  Я  остановил  выбор  на  одном занятном случае, который
произошел с Чингисханом. Известно, что однажды Чингисхан, посещая
какое-то  райское  место,  где он желал быть погребенным, услышал
вдруг соловьиное пение, а назавтра ему привиделся  во  сне  белый
носорог  с  красными  глазами, по всей видимости альбинос. Приняв
этот сон за вещий, Чингисхан отказался от завоевания  Тибета.  Не
правда  ли,  какое поразительное сходство с уже рассказанным моим
детским  воспоминанием  -  ведь  и  оно,  как  вы  помните,  тоже
начинается  с соловьиного пения, как бы предваряющего последующее
наваждение с образом Кружевницы, хлебными крошками и 'носорожьими
рогами?  И  вот, представьте, как раз в тот самый момент, когда я
был погружен в изучение жизни Чингисхана, неожиданно  получаю  от
некоего  господина  по  имени  Мишель Чингисхан, который является
постоянным   генеральным   секретарем    Международного    центра
эстетических  исследований, предложение выступить с этой лекцией.
Этот эпизод, учитывая присущие мне от рождения империалистические
наклонности, заслуживает особого внимания как поразительный прим-
ер настоящей объективной случайности.
    А вот еще один занятный эпизод: не далее как два дня назад со
мной  произошел  еще  один  чрезвычайно  волнующий  и  совершенно
объективный  случай.  Я  обедаю  с  Жаном Кокто и рассказываю ему
сюжет своей предстоящей лекции, вдруг вижу, как он бледнеет.
    - У меня есть для тебя одна потрясающая вещь...
    И прямо на глазах у заинтригованной, буквально оцепеневшей от
любопытства  публики я широким жестом извлекаю эту самую "вещь" -
не более не менее, как подсвечник,  с  помощью  которого  зажигал
огонь  в  печи  булочник Вермеера. Не имея денег, чтобы заплатить
своему булочнику, Вермеер давал ему вместо этого свои  картины  и
вещи,  и  булочник разжигал печь, пользуясь вещью, принадлежавшей
самому Дельфтскому, с изображением какой-то птицы и рога, правда,
не носорожьего, но, похоже, вполне логарифмического. Это поистине
редчайший экспонат, ведь личность Вермеера окутана  непроницаемой
тайной. То была единственная вещь, которая от него осталась.
    Но зал бурно прореагировал на мое упоминание о Жане Кокто,  и
поэтому  мне  пришлось  сообщить, что я просто обожаю академиков.
Достаточно было произнести эти слова, чтобы зал снова  разразился
рукоплесканиями.  Особенно  же я обожаю академиков с тех пор, как
один из самых прославленных академиков Испании,  философ  Эухенио
Монтес,  сказал  мне нечто, доставившее огромное удовольствие - я
ведь всегда считал себя гением. Он сказал: "Из всех  человеческих
существ   Дали  ближе  всего  к  Архангельскому  Образу  Раймонда
Луллио".
    Эти слова приветствовала буря аплодисментов.
    Я одним легким движением руки утихомирил восторги  публики  и
добавил: "Думаю, после сегодняшнего выступления уже всякому ясно:
догадаться  перейти  от  Кружевницы  к   подсолнуху,   потом   от
подсолнуха  к  носорогу,  а  от  носорога прямо к цветной капусте
способен только тот, у кого действительно есть кое-что в голове".
Main Page
Hosted by uCoz